все время: Прага / 22-23.09 Рим / 3-4.10 Санкт-Петербург / 13-14.10 Санкт-Петербург

ТАК ИЗ ЧЕГО ЖЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ СТОИМОСТЬ ФОТОГРАФА?*

однажды на одном профильном сайте появилась заявка на съемку в Италии, но в тексте содержалось не просто "напишите стоимость", а "напишите стоимость и из чего она складывается?" действительно, ведь фотограф - это не только ценный мех, но и 5, а то и 7 тысяч евро в год, вложенных в себя. а вы как думали? дедушка мороз давно уже не приносит нам подарки. не то, чтобы мы вели себя плохо, но у некоторых коллег борода подлиннее, чем у дедули.

АППАРАТУРА

так вот, что же входит в эти цифры: прежде всего, естественно, это аппаратура и ее амортизация. а точнее, много аппаратуры: камера, запасная камера, 3-4 объектива, до 4 вспышек/источников постоянного света, аккумуляторы (у меня их 11), десятки карт памяти, фотофильтры, кофр (специально обученная сумка) и не один, стойки для света, синхронизаторы, штатив, монопод... ну и другие не всем понятные слова. давайте сложим. если брать с нуля, то стоимость комплекта обойдется 9-10 тысяч евро. примерно 50% аппаратуры в течение года подлежит замене. свадебные фотографы делают апгрейд раз в 1-2 года. 

 

я говорю о профессиональных фотографах с большим пробегом затвора. одна свадьба - минус 2-3 тысячи спусков. средний гарантированный пробег от производителя (зависит от камеры) порядка 150 тысяч. я, например, снимаю не только свадьбы, но и репортажи, студийные портреты, travel, "один день" в семье/саду и т.д. последний тип съемок - это как одна - две свадьбы за раз. плюсуйте сами. кроме того, камеры сейчас совершенствуют и выпускают со скоростью пищеварения утки, так что купить одну-две камеру за год сегодня для фотографа - норма.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

и только теперь - собственно то, что озвучивается нами для вас - время работы. многие сегодня, как и я, берут оплату по часам. но кто из вас задумывается о том, что сюда входит не только непосредственно то время, в которое вы меня видите с камерой в руках, но и то, что я провожу потом за компьютером, обрабатывая ваши лица? тут нет средней цифры, на нее влияет жанр: студия, репортаж, свадьбы отнимают разное количество дней моей жизни. часовая студийная съемка в зависимости от сложности, от 4-5ти часов. свадьба по той же причине до 5-ти дней. а во время постпроцессинга, как это ни странно, я не могу снимать, обучать, писать статьи... то есть зарабатывать. 

и вы никогда не включаете время, которое я трачу, чтобы добраться до места съемки. иногда в городе у меня уходит до 1,5 часов. в городе! только в одну сторону. если говорить о пригороде или зарубежных съемках, то время закономерно увеличивается.

ПРОГРАММЫ

редакторы, в которых я это делаю, тоже стоят денег. я плачу за необходимый мне пакет Adobe - 100 евро в год. и да, это минимум. и нет, они не лишние для меня. я уважаю себя и хочу такого же отношения к себе, поэтому пользуюсь лицензионными программами, это же советую своим студентам.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

погнали дальше. перемещение. если бы я могла выбрать суперсилу, я бы не промедлила ни доли секунды. ТЕЛЕПОРТАЦИЯ!!! но до тех пор, пока я жду этого предложения, основное средство передвижения для меня - автомобиль. и расходы на него: бензин, страховка, ремонт (не дай Бог). в зарубежных поездках это перелеты, внутренний общественный транспорт или аренда машины. ну тут я не буду распинаться, вы уже сами все поняли.

ПИТАНИЕ

да, питание. как это ни странно, пусть мы не отражаемся в зеркалах, но есть - все равно едим. и в год выходит обедов во время съемок гораздо больше, чем стоимость программ для обработки. и не говорите, что вы не считаете, сколько тратите на еду во время работы и что это не важная статья расходов в вашем бюджете. кроме того, на многочисленных встречах с клиентами я тоже не водичку попиваю из принесенной с собой бутылки.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

участие в профессиональных сообществах. в год взнос порядка  140 евро. на данный момент я состою в российских, британских, американских - примерно в шести (умножайте сами). можно хоть 20, но приходится выбирать - в итоге сумма выходит очень внушительная. зачем же это нужно, спросите вы, и почему это платно? зачем - это статусно, так как в сообщества принимают только профессионалов. это позволяет клиентам, в том числе зарубежным, найти меня. а мне - участвовать в конкурсах. почему это столько стоит? организаторы же должны платить за хостинг, зарплату сотрудникам, которые занимаются сайтом за призы в ежеквартальных/годовых конкурсах. ну и еще за что-то. все в этом мире стоит денег. 

КОНКУРСЫ

чуть менее расходная статья, но не менее важная - участие в фотоконкурсах. цена - от 5 евро (подача одной работы) до бесконечности - все зависит от глубины моего кармана. притом, что шансов на выигрыш не так уж и много, в отличие от количества конкурсов. в год уходит столько, сколько я себе позволю. от 100 до n-евро.

 

ФОТОВЫСТАВКИ

для того же, для чего каждый профессиональный фотограф - член зарубежного профильного сообщества (см. выше), для того же он участвует в выставках или делает персональные. участие порядка 10-400 евро за работу (включая принты), своя выставка в родной стране от 800 евро с арендой помещения, печатью работ и т.д. например, недавно It’s LIQUID (a communication platform for contemporary art, architecture and design) предложили мне выставиться в Венеции. отобрали пять работ. взнос за каждую работу 300 евро. плюс доставка за мой счет. как вы думаете, отправила ли я хоть одну?

МАСТЕР-КЛАССЫ

если фотограф достиг определенного уровня качества, прям как вино, он может начать рассказывать, как стать таким вином. да, мастер-классы - это прибыльно. но сначала это затратно. аренда помещения под проведение обучающего мероприятия, реклама в соцсетях, Яндекс.Директ. Google AdWords, parsing сайтов, рассылка писем, зарплата организатору МК, если вы решили сэкономить время и силы, и таковой имеется. сотрудничество со студией, где вы будете давать воркшоп. тогда доходы делятся 50 на 50. в общем, сначала вложить от 150 евро и до... без гарантии получения их обратно.

НАЛОГИ

хотела написать в конце P.S. дань государству… но решила на “ПыСы” оставить другое. упрощенка это или нет, тем не менее, за год выходит определенная сумма. размер каждый выбирает по совести.

МАРКЕТИНГ

напоследок я оставила то, что называю маркетингом. сегодня зарабатывает не тот, кто лучше снимает, а кто умеет себя продавать. маркетинг — наше все. я занимаюсь этим постоянно. моя семья думает, что проснувшись, я лезу в instagram, чтобы посмотреть ленту, а я проверяю статистику просмотров. многое я делаю сама, но в том числе трачу: app для парсинга, рассылки писем, раскрутка соцсетей. сама я их использую или плачу тем, кто умеет заниматься этим, это от 200 евро в год. хоть до 2 тысяч, тут уже вопрос моих возможностей и размеров "жабы". а теперь напомните мне, кто сказал, что художник должен быть голодным?

* к слову, обратили ли вы внимание, что ни разу не прозвучали такие слова, как "опыт", "мастерство", "обучение", "нервы", "силы"... считайте, что это мой подарок вам

а теперь напомните мне, кто сказал, что художник должен быть голодным?

Яндекс.Метрика